(«Голос татар», №8, Суббота, 9 сентября 1917 г.)
Декларацiя представителей мусульманъ на Государственномъ Совѣщанiи въ Москвѣ 14-15 августа, прочитанная перводумцемъ Али-Марданъ Беемъ Тобчибашевымъ.
Граждане! На мою долю выпала высокая честь – высказаться передъ настоящимъ Всероссійскимъ Собраніемъ отъ имени всѣхъ участвующихъ на Совѣщаніи мусульманъ, представляющихъ слѣдующія демократическія организаціи: 1) Всероссійскій Мусульманскій Совѣтъ, 2) Всероссійскій Мусульманскій Военный Совѣтъ, 3) Комитетъ Бакинскихъ Мусульманскихъ Общественныхъ Организацій, выполняющій функціи Закавказскаго Центральнаго Комитета, 4) Центральный Комитетъ Объединенныхъ горцевъ Сѣвернаго Кавказа и Дагестана, 5) Туркестанскiй Краевой Совѣтъ, 6) Крымскій Мусульманскій Исполнительный Комитетъ, 7) Башкирскій Областной Совѣтъ.
Возникшiя въ революцiонный перiодъ и дѣйствуя почти во всѣхъ районахъ обширной Россiи съ мусульманскимъ населенiемъ въ 30 миллiоновъ, означенныя мусульманскiя демократическiя организацiи считаютъ своимъ и правомъ и долгомъ передъ лицомъ Временнаго Правительства, революцiонной демократiи и всѣхъ народовъ свободной Россiи высказаться о волнующихъ мусульманъ чувствахъ, вызываемыхъ событiями обще-государственной жизни въ столь серьёзный и отвѣтственный моментъ. Обычно молчаливое, но всегда кричавшее въ своёмъ молчаніи многомилліонное мусульманство Россіи находитъ нужнымъ быть услышаннымъ въ настоящемъ высокомъ собраніи не для того, чтобы заговорить о вопіявшихъ о себе вѣками и вопіющихъ и нынѣ нуждахъ своихъ, не для того, чтобы сѣтовать на несоотвѣтствіе роли мусульманъ въ государственно-общественной жизни страны, а въ полномъ сознанiи своего гражданскаго долга передъ родиной, мусульмане возвышаютъ свой голосъ, чтобы итти навстрѣчу призыва гражданина Министра-Предсѣдателя, и на вопросъ его: «Гдѣ же вы?» отвѣтить: «мы, мусульмане, были и остаёмся на своёмъ посту, на посту многомиллiонной части Государства Россiйскаго, не уклоняющейся отъ выполненiя своихъ обязанностей и требованiй Государства».
Едва показалось надъ Россiей солнце свободы, какъ мусульманскiе народы, сбросивъ съ себя ненавистныя цѣпи деспотизма, воспряли духомъ и съ ликованiемъ, надеждой на лучшую жизнь, стали въ ряды самихъ горячихъ сторонниковъ новаго строя на демократическихъ началахъ и не только сторонниковъ, но и защитниковъ, олицетворяющаго этотъ строй, Временнаго Правительства, рѣшивъ всемѣрно поддерживать всѣ начинанiя народной верховной власти и идти по пути свободы вмѣстѣ съ революцiонной демократiей.
Такое свое отношенiе къ революцiонному Правительству, ко всѣмъ самоотверженнымъ борцамъ великаго переворота мусульмане проявили съ первыхъ же дней революцiи въ своихъ резолюцiяхъ на Всероссiйскихъ и Краевыхъ Съѣздахъ. Вездѣ и и всюду образовывая на демократическихъ началахъ общественныя и политическiя организацiи, мусульмане ставили и ставятъ во главу угла своихъ заданiй и дѣйствій – незыблемое требованiе поддержанiя Правительства, укрѣпленiя и обороны завоеванiй революціи, свободы, равенства и братства.
И на призывъ Министра-Предсѣдателя мусульмане открыто отвѣчаютъ, что они будутъ продолжать идти по этому же пути, глубоко государственнаго характера, внѣ котораго, по ихъ пониманiю, не представляется возможности спасенiя общаго отечества, при создавшихся условiяхъ переживаемой дѣйствительности.
Твёрдо увѣровавъ, что этотъ именно путь приведётъ страну къ торжеству революцiонной демократiи всѣхъ народовъ Великой Россiи и завершитъ самую революцiю установленiемъ и закрѣпленiемъ въ странѣ государственно-общественнаго строя на строго демократическихъ началахъ, мусульмане заявляютъ о полной поддержкѣ Временнаго Правительства въ борьбѣ съ анархiей и контръ-революцiонными попытками, откуда бы таковыя ни исходили. Такова исходная точка мусульманъ Россiи. И пусть мусульмане, ихъ чаянiя и требованiя ещё мало извѣстны, пусть ужасы голода болѣе другихъ уже знакомы мусульманамъ, пусть ещё вчера вся Россiя была свидѣтельницей кошмарнаго истребленiя Семирѣчья, гдѣ до 83 тысячъ вернувшихся изъ Китая на родину киргизъ было истреблено или умерло отъ голода, пусть въ Туркестанѣ и Крыму явно нарушаются интересы мусульманскаго населенiя при распредѣленiи продовольствiя, пусть то же населенiе другой окраины, Кавказа, несправедливо, незаслуженно выставляется, какъ преслѣдующее какiя-то репрессивныя цѣли, пусть всё это, и многое другое, имѣетъ мѣсто, о чёмъ не здѣсь говорить, но мусульмане сойдутъ съ указаннаго пути въ полной надеждѣ на лучшее будущее, как залогъ торжества завоеванiй великой русской революцiи. Изъ этого основного положенiя вытекаетъ отношенiе мусульманъ къ кардинальнымъ вопросамъ переживаемаго момента.
Величайшая мiровая война, не знающая по ужасамъ своимъ себѣ примѣра, не поддающимся учётамъ жертвамъ людьми и средствами, ведя к катастрофическому развалу хозяйственно-экономическую жизнь страны, принимаетъ все болѣе грозный характеръ и грозитъ уже гибелью завоеванiямъ революцiи. Объ участiи мусульманъ въ этой войнѣ говорятъ полтора миллiона мусульманъ-воиновъ на фронтѣ и добровольные полки кавказскихъ мусульманъ; составляющiе кавказскую туземную дивизiю.
Не намъ свидѣтельствовать объ ихъ подвигахъ въ сомкнутыхъ рядахъ храбраго русскаго войска.
Не изъ боязни быть побѣжденными – величайшую въ мiрѣ страну нельзя сломить, - но сугубо ужасныя условiя, созданныя въ странѣ павшимъ режимомъ, это страшное наслѣдiе деспотизма въ образѣ продовольственной разрухи, начавшагося голода, финансоваго бѣдствiя, обязываютъ насъ, мусульманъ, единственно, во имя блага родины, сказать со всей революцiонной демократiей: почетный миръ безъ аннексiй и контрибуцiй, на основахъ свободнаго самоопредѣленiя народовъ. Этотъ лозунгъ самоопредѣленiя народовъ мусульмане кладутъ въ основанiе формы государственнаго устройства, оставляя разрѣшенiе вопросовъ до Учредительнаго Собранiя, на которомъ они будутъ отстаивать для окраинъ федеративное устройство. Теперь же, во имя интересовъ революцiоннаго государства и лозунговъ революцiонной Россiи, мусульмане выставляютъ необходимость осуществленiя, нацiонально-культурной автономiи, провозглашенной на Всероссiйскомъ Мусульманскомъ Съѣздѣ. Касаясь вопроса объ организацiи власти, мусульмане привѣтствуютъ коалицiонный принципъ, какъ единственно правильный, ибо лишь Правительство, соорганизованное на этомъ принципѣ, въ состоянiи, подъ идейнымъ контролемъ всѣхъ живыхъ силъ страны, создать порядокъ, безъ котораго невозможно ни одно человѣческое общежитiе и, наипаче, Государство. Касаясь организацiи власти на мѣстахъ и проведенія принципа децентрализацiи совмѣстнаго самоуправленiя и управленiя, съ предоставленiемъ всѣмъ мѣстностямъ самой широкой самостоятельности мѣстныхъ правъ, мусульмане позволяютъ себѣ призвать правительство къ болѣе активнымъ дѣйствiямъ въ дѣлѣ практическаго осуществленiя на мѣстахъ этихъ началъ. Такъ какъ отъ укрѣпленiя ихъ на мѣстахъ находится въ тѣсной зависимости отношенiе ко всѣмъ начинанiямъ Временнаго Правительства со стороны мѣстнаго населенiя, слѣдующаго проведенiя въ жизнь объявленныхъ Временнымъ Правительствомъ декларацiй. Сказанное, въ связи съ необходимостью обязательнаго созыва Учредительнаго Собранiя въ указанный срокъ 27 ноября безъ новой отсрочки, лишь укрѣпить положенiе правительства, что такъ необходимо для выполненiя дѣйствительно гигантской работы, выпавшей на долю Временнаго Правительства, и новая отсрочка созыва Учредительнаго Собранiя не должна быть допущена именно потому, что на нёмъ ожидается рѣшенiе такихъ вопросовъ государственно-соцiальной жизни, какъ форма государственнаго устройства, аграрнаго и рабочаго вопросовъ въ интересахъ трудящихся классовъ. Пока же, въ вопросахъ временнаго землепользованiя и арендной платы, - установленiя размѣра рабочаго дня, заработной платы и условiй охраны труда, наконецъ, въ вопросахъ переложенiя налогового бремени на имущiе классы, Врем. Прав., не растраивая производительныхъ силъ страны, должно твёрдо и неуклонно стоять на стражѣ интересовъ трудящихся классовъ.
Мусульмане заявляютъ, что стоя твердо на избранномъ ими пути, они также чувствуютъ въ себѣ силу и волю къ порядку, жертвамъ и труду, столь необходимыхъ для укрѣпленiя и завершенiя завоеванiй революцiи. Они увѣрены что не далекъ день, когда свободная демократическая Россiя осуществитъ у себя равенство и братство народовъ, въ ихъ числѣ и мусульманскихъ, и тѣмъ явитъ миру – небывалый въ исторiи человѣчества примѣръ – уваженiя правъ всѣхъ народовъ, приглашая къ раскрѣпощенiю ихъ на основахъ свободнаго самоопределенiя всѣ европейскiя государства по отношенiю ко всѣмъ подчиненнымъ имъ народамъ, въ ихъ числѣ мусульманскимъ народамъ въ Европѣ, Азiи и Африкѣ. И тогда мы восторженно въ одинъ голосъ воскликнемъ: Ex oriente lux!
Comments: