Наши отношения с Турцией и их значение для мировой революции

(«Жизнь национальностей», №39 (95) 8 декабря 1920 г. )

Наши отношения с Турцией и их значение для мировой революции.

В истории не раз бывали случаи, когда сравнительно небольшая сила играла решающую роль в столкновении целых миров.

Приблизительно такую роль судьбе понравилось дать сейчас Турции.

Турция, - умирающее государство, «больной человек», наследство которого великие державы собирались делить уже более полувека тому назад, попала в такое положение, при котором она может сыграть решающую роль в происходящей сейчас гигантской борьбе не только народов, но социальных порядков.

Как это не порадоксально звучит, но поведение Турции может сейчас оказать большое влияние на судьбу мировой революции: - приблизить или отдалить её. Товарищ Ленин в своих, принятых III-м Интернационалом тезисах по национально-колониальному вопросу, сказал: «Все события мировой политики неизбежно сосредотачиваются вокруг одного центрального пункта, именно: борьбы всемирной буржуазии против Советской России».

Или что то же борьбы Антанты против России.

И вот Турция может оказать огромное влияние на исход этой борьбы.

Турция сейчас представляет весьма значительную силу в мировой политике.

Она раззорена, истощена безпрерывными десятилетними войнами, она не имеет собственной промышленности, собственных оружейных и патронных заводов, но несмотря на это, благодаря своим пространствам, отсутствию путей сообщения и потому, что она может прокормить себя собственным хлебом, Турция обладает большой устойчивостью и силой сопротивления.

Могущественную, промышленную Германию антанта сломила, а с некультурной, отсталой Турцией, она б`ется уже полтора года и несмотря на поддержку всей греческой армии, не может заставить Турцию покориться условиям мира. Кроме этой пассивной силы сопротивления Турция обладает ещё и активной силой. Силой влияния на другие мусульманские народы.

Всем известны те огромные забастовки и волнения, которые летом этого года прокатились по Индии под лозунгом: - «Руки прочь от Константинополя!»

Точно также ни для кого не секрет, каким влиянием пользуются турки у нас на Кавказе и в Туркестане, какую роль играл аргумент «турки за большевиков», в деле привлечения мусульманских масс Азербайджана на сторону советской власти.

Что касается Афганистана, то признанным фактом является положение, что там боряться с английским влиянием мы можем только при помощи турок.

Вообще турецкое влияние на мусульманский мир это такая величина с которой несчитаться нельзя.

Чрезвычайно благоприятным обстоятельством для советской России и для мировой революции, является то, что Турция оказалась во враждебном антанте лагере. И остаётся только удивляться, как Англия до сих пор не учла значения Турции и не постаралась использовать её для борьбы с советской Россией.

Это странное, на первый взгляд, явление, имеет много причин. Первое то, что Турция принадлежала к коалиции враждебной Англии и немедленно, после заключения мира было очень трудно изменить настроение турецких народных масс из враждебного Англии в дружественное к ней.

Второе: Англия слишком была заинтересована в немедленном грабеже Турции. Муссульская и Бассорская нефть и Мессопотамский хлопок были слишком заманчивыми, а захват Мессопотамии неизбежно вёл к дележу Малой Азии между союзниками, что делало невозможным примирение с Турцией.

Третье: Использовывая против советской Республики русскую же контрреволюцию т.е. старую, царскую, империалистическую Россию, Англия никоим образом не могла одновременно использовать и Турцию ибо интересы деникинцев, колчаковцев и врангелевцев были непримиримы с интересами Турции.

Четвёртое: антанта собиралась проглотить и Россию и Турцию, (первую при помощи черносотенных генералов и помещиков, а вторую при помощи греков и армян) и присвоить себе как моссульскую так и иракинскую нефть, как мессопотамский, так и туркестанский хлопок.

Как известно, эта охота «за двумя зайцами» - Англии не удалась. Русская контрреволюция была многократно бита, а Мустафа Киемаль отразил греческие, армянские и антантовские наступления.

После поражения Деникина, у Англии создался план поскорее проглотить Турцию и проглоченную двинуть на советскую Россию, то есть подавить как можно скорее турецкое национальное движение, восстановить власть султана над всей Турцией, и сохраняя за собой все отобранные у нея владения (Фракию, Мессопотамию, Смирненский вилайет, Адану и т. д.) вознаградить за эти потери территориальными приращениями за счёт России, указав Турции её исторические права на Азербайджан, Кавказ и Туркестан.

С этим планом было связано летнее «решительное» наступление греков в глубь Малой Азии и неудачный дессант у Трапезунда.

Но опять таки это не удалось. Мустафа Киемаль отбил наступления, а вместе с тем успехи Белой Польши и Врангеля возродили надежды на возможность съедения России без помощи Турции и без всяких послаблений для последней.

Теперь, после заключения мира с Польшей и окончательного краха Врангеля, Англия несомненно учитывающая ту роль, которую может сыграть Турция в борьбе с советской Россией, наверное опять вернётся к плану использования Турции против России.

Безусловно, что в последнее время намечается новый курс антантовской политики в Турции, на это указывает и замена ненавидимого националистами великого визиря Ферид-Давад Паши – Изет-пашею, который ведёт примирительную по отношению к националистам политику и посылка Лутви-Фикри из Константинополя в Ангору для переговоров с национальным собранием и смена английского губернатора Мильна в Константинополе и заключение перемирия между националистами и французами. Какова линия новаго курса антантовской политики в Турции ещё окончательно не выяснено. Дашнаки, которых бьёт сейчас Мустафа Киемаль кричат, что турецкие националисты уже вошли в полное соглашение с Антантой и наступают на Армению, с соизволения последней, с тем чтобы заняв Армению двигаться дальше на Азербайджан и советскую Россию.

Но будет трижды глуп тот, кто поверит дашнакам. Уж очень ясна цель распускаемого ими слуха. Им, прижатым к стенке, хочется вселить в советской России недоверие к Мустафе Киемалю и заставить Россию оказывать противодействие его дальнейшему продвижению на Армению.

Ход хитёр, но слух маловероятен. Прежде всего Мустафа Киемаль и возглавляемая им партия демократов – есть партия самой мелкой буржуазии и буржуазной интеллигенции, для которых социальная революция не так уж страшна и которые от страха перед ней не откажутся от своих идеалов национальной независимости. Во-вторых они не так глупы, чтобы не понять, что сейчас Англия может им наобещать золотые горы за их выступление против советской России, но скушав с их помощью Россию и уничтожив единственную сопротивляющуюся на востоке ей силу, сейчас же скушает Турцию, обратив её в полнейшее рабство, уже без всякого призрака национальной независимости. Поэтому левые националисты, поддерживающие Мустафа Киемаля стоя на позиции независимости Турции и сохранения её целости и неделимости в этнографических границах и понимая, что только в этой позиции и заключается сила влияния Мустафы Киемаля и что если он сойдёт с неё – он сейчас же потеряет всякий авторитет у населения и всякую власть над ним и будет проглочен крупно буржуазными партиями, никогда не поддадутся на удочку антанты. Чтобы удовлетворить всерьёз кемалистским требованиям Англия должна сейчас же не на словах а на деле: 1) очистить Константинополь, 2) отнять у греков и отдать туркам восточную Фракию и Смирненский вилайет вместе со Смирной, 3) очистить от своих войск Мессопотамию. 4) Отказаться от создания какой-либо Турецкой Армении и 5) уничтожить все «зоны-влияния», распределившие Турцию между всеми союзниками, 6) отменить капитуляции и передать «детт публик» в руки Турции.

Сделать это для Англии значило бы пожертвовать интересами Греции, Франции, Италии, и международного капитала и увидеть себя в необходимости отказатьсмя навсегда от Мессопотамии, ибо все союзники не допустят оставления такого лакомого куска в английских руках, после того как у них будут отняты все данные им за этот кусок «компенсации».

Отказаться же от Мессопотамии, обладание которой сулит возможность освобождения от экономического гнета Америки, - для Англии невозможно. Вероятнее всего что новая английская политика в Турции будет состоять не в примирении с Мустафа Киемалем, а в отрыве от него всех колеблющихся, не твёрдых и боящихся социальной революции элементов всего правого крыла Ангорского Народного Собрания, путём оказания незначительных уступок.

Этим путём Англия хочет разбить единство ангорского национального собрания, поселить раздор между умеренными и крайними националистами, ослабить Мустафу Киемаля и его единомышленников и привести их к сознанию собственного бессилия и бесполезности дальнейшего сопротивления.

За вероятность такого плана говорит и то, что Лутви-Фикри, посылаемый Константинопольским правительством в Ангору, по словам газеты «Пресс-див-суар» заявил, что в основу соглашения должно лечь «полно обезукоризненное исполнение Севрского договора», который Мустафа Киемаль признает абсолютно неприемлемым.

Что же нам остаётся делать при таком положении?

Прежде всего: войти как можно скорее в тесную связь с Киемалем в Ангорским Народным Собранием, чтобы иметь постоянные сношения с Малой Азией, знать что делается в Турции а не бродить в сумерках догадок. Нота Чичерина ещё 21 мая признавала необходимость установления постоянных дипломатических сношений с Турцией, почему это до сих пор не приведено в исполнение и почему наше посольство в Турцию на седьмой месяц после этой ноты добралось только до Баку – это Аллах ведает.

Но благодаря этому Аллаху, мы до сих пор не имеем своих глаз вТурции и вот теперь принуждены смотреть на неё через дашнакские очки. Но смотря через эти искажающие действительность очки, мы рисковали наделать ошибок.

Турцию, перешедшую на сторону антанты и подкреплённую антантовской техникой и антантовскими деньгами, конечно, никакое дашнакское сопротивление и никакие грузинские ультиматумы не остановят. Поддерживать дашнаков и грузинских меньшевиков против турок, это значит собственными руками превращать дашнакский слух в действительность. Нам же нужно принять все меры, чтобы этого не случилось. Ведь если бы то, что дашнаки рассказывают оказалось правдой, если бы антанте действительно удалось переманить кемалистов на свою сторону, то ведь это был бы полнейший и позорнейший провал всей нашей восточной политики!

Потерять Турцию, это значит потерять весь Восток, выпустить из под влияния революции все мусульманские народы.

И досаднее всего, что если бы это случилось, то исключительно по нашей вине, досаднее всего было бы осознавать, что мы Турцию проворонили.

Самым глупейшим образом проворонили!

Собирались, чесались, шесть месяцев, шесть месяцев вели переговоры с дашнаками о пропуске нашего посольства через армянскую территорию …

Подвигаясь вперёд с такой «революционной» скоростью, конечно, не только Турцию, но и всю мировую революцию можно проворонить.

Эту «рассейскую» привычку зевать и чесаться во время революции – надо бросить и надо в самом экстренном порядке выяснить, (и конечно не через дашнаков) что же действительно происходит в Турции, а затем принять все меры и употребить все средства, чтобы зловредные слухи, распускаемые дашнаками не сделались действительностью и чтобы Турция осталась на нашей стороне, ибо переход Турции на сторону наших врагов, может быть очень вредным для мировой революции.

Интригам антанты в Турции мы должны противопоставить не принятие предупредительных мер против кемалистов, а самую теснейшую связь с левым крылом ангорского народного собрания и самую активную поддержку левым националистам, такую поддержку, которая позволила бы им не бояться отпадения правых, умеренных элементов, на перетягивание которых на свою сторону строит антанта свою политику текущего момента в Турции.

А. Скачко.

От редакции. Соглашаясь с основными мыслями этой статьи, редакция считает долгом отметить, что представитель нашего правительства вошёл уже в сношения с Кемалем и что в ответ на письмо т. Чичерина от 2-го июля Кемаль ответил своей отныне исторической приветственной телеграммой от 29 ноября.

Comments:

Яндекс.Метрика