О восстановлении исторической справедливости
НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ КРЫМСКИХ ТАТАР
НДКТ
ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОЧАЯ ГРУППА
08.11.2016. |
Федеральное агентство по делам национальностей |
Субъектам Российской Федерации |
|
Российский институт стратегических исследований |
|
Общественности, СМИ |
|
О восстановлении исторической справедливости
|
Крым и крымскотатарский народ
спустя 95 лет со дня образования Крымской АССР
18 октября текущего года исполнилось 95 лет со дня образования Крымской АССР. Никто в Крыму эту дату не вспомнил, никого она за живое не затронула, кроме представителей коренного крымскотатарского народа и его Национального движения. Широкая внутренняя инициатива народа Национальное движение крымских татар (НДКТ) возникло именно после 18 мая 1944 года с целью восстановления национальной целостности, равноправия и суверенитета крымскотатарского народа у себя на родине в Крыму, то есть для восстановления КрАССР.
На сайте (http://riss.ru/analitycs/34981/) Российского института стратегических исследований старший научный сотрудник, к.и.н. Л.С. Усова 18.10.2016 г. опубликовала статью «К 95-летию образования Крымской Автономной Республики в составе РСФСР. Крымская автономия создавалась с учётом многонационального состава населения».
О несоответствии данного утверждения действительности свидетельствует нижеследующее.
О событии образования Крымской АССР Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 18 октября 1921 года ЖИЗНЬ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, орган Наркомнаца № 23/121, 25 октября 1921 года в статье «К провозглашению Крымской республики» сообщает:
«В Федеративную семью Автономных Советских Республик и областей Постановлением ВЦИК вводится ещё одна Республика – Крымская. Автономия Крыма венчает победу над южной контрреволюцией, стоившую Советской Федерации столько напряжённых усилий и крови.
Крымский вопрос, во всех его деталях уже не раз освещался на страницах «Жизни национальностей».
Известно, что первая Крымская республика просуществовала в 1919 году всего 72 дня, и, почти не проявив себя, погибла под пятой деникинских орд, воскресшая снова сейчас после изгнания Врангеля. Зато теперь вторичное провозглашение Крымской республики не ограничивается декларативными условиями, а глубоко будоражит всю социальную обстановку Крыма, выявляя условия, составляющие сущность Советской власти, её силу и опору.
Крымская республика – это должное возмещение за все обиды, за долгую насильническую колонизаторскую политику царского режима. Но, главным образом, провозглашение республики означает ряд социальных преобразований, направленных к тому, чтобы удовлетворить все вопиющие нужды трудовых элементов коренного населения Крыма.
Национальности Крыма получают сейчас широкую возможность развить, в соответствии со своими бытовыми особенностями, максимум собственной инициативы в деле культурного и экономического развития новой республики и на этой творческой работе должны сгладиться распри и недоразумения, культивировавшиеся в прошлом.
Что вопрос поставлен сейчас именно таким образом, доказывает всё те же оживлённые споры, которые в среде крымских советских работников велись вокруг вопроса о формах Крымской Автономии.
Должен ли Крым стать автономной республикой или только областью – вот как ставился вопрос ещё недавно и разрешался далеко не в пользу Республики, ибо многие товарищи, учитывая значение Крыма как Всероссийской здравницы то обстоятельство, что ни одна из национальностей не имеет там абсолютного большинства, считали достаточным только областную автономию. Нет нужды сейчас ещё раз подвергать критике эти соображения.
Центральная власть, исходя из объективных условий развития, и укрепления нашей революции, учла, что заинтересованность всей Федерации в Крыму может иметь свои положительные результаты лишь в попутном удовлетворении насущных нужд местного коренного населения.
Нельзя было оставить без внимания то важное обстоятельство, что самая компактная часть крымской деревни – татары, составляющие вместе с немногочисленным пролетариатом городов базу Советской Власти в Крыму, в течение долгих лет подвергались физической и культурной деградации, благодаря тем экономическим условиям, в которые они были поставлены старым режимом.
Вопрос о Крыме становился, таким образом, важным фактором в нашей международной политике. Всё это убеждало Центральную Советскую Власть, что лечить старые крымские раны можно только путём вызова полного доверия со стороны коренного населения, непосредственной помощи и участия последнего в деле нового советского строительства. Но, возложить на него эти обязанности и ответственность за их выполнение можно было лишь при условии предоставления таких широких прав, которые позволили бы ему с достаточной свободой и гибкостью решительно приступить к разрешению ряда остро стоящих вопросов.
Крымская республика – это закрепление максимума автономных прав и инициатива для широких трудовых масс коренного населения в деле их культурного и экономического возрождения. Это, кроме того, наряду с Азербайджаном и Туркестаном, ещё один вспыхнувший маяк, которому суждено притянуть к себе все лучшие стремления и чаяния многонационального Востока, находящегося под рабским ярмом международных империалистов».
Имея в виду территориальные разногласия с Украиной по поводу принадлежности Крыма с 2014 года, автор статьи (Л.С. Усова) замечает: «Немаловажно отметить и то, что в период учреждения ООН в 1945 году, когда закладывались основы послевоенного мироустройства, Крым оставался неотъемлемой частью России».
18 мая 1944 года, в соответствии с Постановлением ГКО от 11 мая 1944 года №5859сс «О крымских татарах», совершено преступление против человечности не имеющего срока давности, предательски, вероломно выселены из своих домов дети, женщины, старики, представители коренного крымскотатарского народа, служившие во всех структурах государственной власти Крымской АССР (численность таких представителей составляла не менее 36 % (гарантов легитимности) от общей численности представителей власти) в кровавый режим спецпоселений, где за полтора года погибло - 195,5 тыс. человек, половина высланной нации. Ограблено всё личное и общественное, движимое и недвижимое имущество, весь жилой фонд нации (112 тысяч семей), аннексирована Крымская АССР (акты №№ 1-7 прилагаются). Произошло это варварское преступление в то время как 141 тысяча мужчин крымских татар сражались на фронтах за победу над гитлеровским фашизмом.
Крымскотатарский народ не признаёт ни одного из законодательных актов и состояний, репрессивную топонимику в Крыму, принятых начиная с 18.05.1944 г., направленных против его существования и равноправия, кроме тех, которые восстанавливают его национальную целостность, равноправие и суверенитет – Крымскую АССР (его национальную родину, которую крымскотатарский народ никому не передавал и не дарил).
Крымскотатарский народ требует восстановления исторической справедливости на основании следующих нормативно-правовых и законодательных актов:
- Декларация ВС СССР № 772-1 от 14.11.1989 г. «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению и обеспечении их прав».
- Постановление ВС СССР от 28.11.1989 г. № 845-1 «О выводах и предложениях комиссии по проблемам крымскотатарского народа».
- Постановление ВС СССР № 2013-1 от 07.03.1991 г. «Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению и обеспечении их прав».
- Закон РСФСР от 26.04.1991 № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов».
- Закон Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».
- Соглашение стран СНГ по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов, совершенное в городе Бишкеке 09.10.1992 г.
Кроме того, Л.С. Усова в приведенной выше статье утверждает: «Особенностью Крымской автономии было то, что она изначально создавалась не по национально-территориальному признаку, как это было в других автономиях РСФСР, а с учётом многонационального состава населения. При этом учитывался аналогичный опыт Дагестана».
Из какого источника почерпнула старший научный сотрудник РИСИ такую дезинформацию? Данное утверждение не имеет ни естественноисторических, ни правовых оснований, в связи с чем следует его отнести к таким, которые направлены против восстановления справедливости в отношении крымскотатарского народа.
Крым – это национальная родина именно крымских татар и никого иного. Крым – такой естественный изолированный уголок земли, на котором такая общность (крымскотатарский народ-нация) складывалась с древнейших времён на многокомпонентной основе, с многодиалектным, но единым языком, общностью исторической судьбы, единым хозяйственным механизмом, единой, долговременной государственностью. Причём эта государственность именно на этапе (XV и последующие века), который у историков считается этапом окончательного формирования наций, активно фиксирует себя в мировой политике: через войны, как средство утверждения неделимости своей территории и как продолжение её экономики, международные договоры. В этом государстве есть столица, центральная власть, единый литературный язык. Наиболее древние корни – тавры – автохтоны, то есть ниоткуда не пришедшее население. Да в Крым приходило много волн людского моря – скифы, готы, греки, генуэзцы, татаро-монголы… Но никогда не приходили туда крымские татары, а ведь «татаро-монгольских», собственно слов в крымскотатарском языке всего 18, что в четыре-пять раз меньше, чем их в русском языке. И одновременно – выселяли из Крыма крымских татар, но никогда оттуда не исходили ни генуэзцы, ни монголы, ни готы. Да, оттуда выселяли, скажем, несколько тысяч греков или армян, но ведь они греками и армянами стали не в Крыму. И формирование украинской и русской наций происходило не в Крыму, напротив – в Крым они пришли уже, будучи именно украинцами и русскими.
Так что Крым – это национальная родина именно крымских татар и никого иного. Ну, а караимы и крымчаки самобытные, но как бы неотделимые от истории крымскотатарского народа этнические вкрапления. Именно разгром крымскотатарского народа в 1944 году роковым образом ударил и по ним.
Крым – исконно крымскотатарская земля, крымскотатарский народ имеет историческое право на эту территорию. Нигде более на земле не существует территории, которая бы являлась национальной территорией крымских татар, и что именно, Крым является такой национальной территорией. Русские, украинцы, немцы, греки, армяне пришли в Крым, будучи уже русскими, украинцами, немцами, греками, армянами на своей исторической родине, где все они имеют свою государственность, а на территории Крыма являются национальными меньшинствами и правом на самоопределение в Крыму по законам СССР, РСФСР и УССР, и по нормам международного права не обладают.
Нация крымских татар возникла и формировалась в Крыму в результате длительного, всестороннего взаимовлияния и тесной ассимиляции остатков первожителей Крыма тавров, киммерийцев с сарматами, скифами, печенегами, половцами, готами, генуэзцами, греками и другими пришлыми народами. Именно из этого сложного «конгломерата» возникла новая этническая единица – крымскотатарский народ, со своей самобытной национальной культурой, языком, религией, традицией, обычаями, чётким самосознанием, национальной экономикой, рынком, территорией, государственностью и со стольными градами.
Возникновение и становление крымских татар, как нации, их жизнь с жизнью их предков в Крыму, идет вглубь веков и насчитывает более 2000 лет. Таков единственно установившийся научно-достоверный взгляд к вопросу о родине, возникновении и становлении нации крымских татар. (*«Почему Крым – историческая родина крымскотатарского народа?», Ю.Б. Османов, 2012 http://www.ndkt.org/download/12.html).
Собственно вопрос о признании факта существования крымскотатарского народа и его равноправия в семье народов России-Союза, по ленинской терминологии это – вопрос о действенности принципа самоопределения наций.
Хотя этимологически этот принцип можно понимать как осуществление воли этой самой нации и только её, по сути, самоопределяться можно только в сообществе аналогичных субъектов истории.
Поэтому когда встаёт вопрос о самоопределении крымскотатарского народа, Национальное движение крымских татар:
Во-первых, заявляет о бесспорном историческом факте существования такого народа на своей национальной территории, о существовании у него государственных форм в прошлом, вплоть до факта заключения этим государством международных договоров и т.д., то есть о том, что крымскотатарский народ является долговременным и природным субъектом истории, международных и межнациональных, межгосударственных отношений.
Во-вторых, Национальное движение крымских татар ссылается на признание указанных фактов партией, революцией и Советской властью, на то, что это признание зафиксировано в ряде основополагающих документов партии (резолюции съездов РКП-ВКПб), Революции и Советской власти (Декларации, Декреты, Конституции СССР, РСФСР и Крымской АССР, Законы о Земле и т.п.).
Следовательно, действительно, право исторической инициативы в вопросе о самоопределении нации этой нации (в данном случае крымским татарам, их представительным политическим институтом) бесспорно принадлежит и оспаривать это не дано никому. На территории Крыма не происходило формирование ни одного другого народа (когда на этой территории исторически давно находятся разные устойчивые этнические группы). Кроме того в силу целенаправленной политики царизма, а затем сталинского и последующих форм лжевластия крымские татары истреблялись, изгонялись из Крыма, вытеснялись в Крыму в бесплодные солончаки. Параллельно шло форсированное заселение русских и потому крымские татары стали составлять относительное меньшинство населения.
Осуществляя свою историческую миссию, восстанавливая справедливость и устраняя дестабилизирующий фактор неравенства, ведущий к межнациональному размежеванию и расколу и развалу государства, Революция, Советская власть предусмотрели такие формы национально-государственного устройства, которые учитывали конкретно-историческое наследие и позволяли установить подлинно-равноправный союз народов, дать подлинные гарантии угнетённым ранее народам от геноцида. Таким форматом государственности для коренных народов, не составляющих на своей национальной территории большинства, является Автономная республика, которая одновременно осуществляет на территории своей юрисдикции весь объём прав, задач и полномочий.
Таким образом, сама возможность осуществления принадлежащего народу права на самоопределение основывается на том, что этот принцип положен в основу государства и потому не может быть оспорен, отменён или проигнорирован ни одним лицом, общественной организацией, республиканскими или центральным парламентами. Поэтому НДКТ неоднократно указывало, что вопрос о восстановлении Крымской АССР не подлежит дискуссии, не может быть оспорен через референдумы, одновременно это не означает, что представители этнических групп не могут ставить вопрос о гарантиях своего равноправия, он правомерен и должен быть обеспечен нормами прав диаспор.
Рассмотрим ещё один пример: И. Сталин. Вопросы ленинизма. 11 изд. ОГИЗ Государственное издательство политической литературы 1947. О проекте Конституции Союза ССР (Доклад на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 г.).
V. Поправки и дополнения к проекту Конституции. стр. 528...
«Каковы те признаки, наличие которых даёт основание для перевода автономных республик в разряд союзных республик?
…стр. 529. … Во-вторых, необходимо, чтобы национальность, давшая советской республике своё имя, представляла в республике более или менее компактное большинство. Взять, например, Крымскую Автономную Республику. Она является окраинной республикой, но крымские татары не имеют большинства в этой республике, наоборот, – они представляют там меньшинство. Стало быть, было бы неправильно и нелогично перевести Крымскую Республику в разряд союзных республик.
В-третьих, необходимо, чтобы республика была не очень маленькой в смысле количества её населения, чтобы она имела населения, скажем, не меньше, а больше хотя бы миллиона. Почему? Потому что было бы не правильно предположить, что маленькая советская республика, имеющая минимальное количество населения и незначительную армию, могла рассчитывать на независимое государственное существование. Едва ли можно сомневаться, что империалистические хищники живо прибрали бы её к рукам.
Я думаю, что без наличия этих трёх объективных признаков было бы неправильно в настоящий исторический момент ставить вопрос о переводе той или иной автономной республики в разряд союзных республик»...
Из второго признака, указанного И. Сталиным, следует вывод о том, что национальностью, давшей Крымской Автономной Республике своё имя являются крымские татары (крымцы), хотя и составлявшие численное меньшинство (40%) в результате предшествующей убийственной колониальной политики, проводившейся Российской империей в Крыму после падения их государства – Крымского ханства и присоединения его территории. В Крыму крымских татар было по данным разных источников от 6 до 9 миллионов (*«Почему Крым – историческая родина крымскотатарского народа?», Ю.Б. Османов, 2012 http://www.ndkt.org/download/12.html).
Согласно третьему признаку – оптимальный статус Крымской АССР образца 1921-1944 гг., в состав которой входил город Севастополь, следует восстановить, в форме единого субъекта.
В сборнике «10 лет Советского Крыма. 1920-30 гг.» сообщается: «Крымская республика образовалась не по принципу преобладающей по численности нации, а по наиболее отсталой и угнетённой при царизме татарской национальности».
В то же время Л.С. Усова сообщает и достоверную информацию об отражении в положении (VI) Конституции Крымской АССР государственных крымскотатарского и русского языков.
Одним из многочисленных подтверждений тому является написание на гербе и флаге КрАССР на крымскотатарском и русском языках.
В Крыму уже имело место массовое распространение по разным изданиям дезинформации о том, что в Конституции Крымской АССР не было государственного языка. В частности, В.М. Брошеван и А.А. Форманчук в кратком историческом очерке «Крымская Республика: год 1921-й», изд. «Таврия», 1992 г. попытались ввести народ в заблуждение, подменив закрепленное в Конституции Крымской АССР положение «VI. О государственном языке Кр.С.С.Р.», своим измышлением «VI. Об изучении Конституции КрымССР».
Принимая во внимание изложенное выше, Национальное движение крымских татар:
- Просит Федеральное агентство по делам национальностей, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной национальной политики, нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере государственной национальной политики, инициировать начинание Правительством России реализации Закона РСФСР от 26.04. 1991 г. № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» в полном его объеме в отношении крымскотатарского народа, а также реализации иных, перечисленных в данном обращении нормативно-правовых актов, восстанавливающих крымскотатарский народ-нацию в правах и состояниях, которые народ имел до преступного насильственного выселения 18.05.1944 г.
- Предлагает старшему научному сотруднику Российского института стратегических исследований Л.С. Усовой, как кандидату исторических наук, пересмотреть опубликованную статью (http://riss.ru/analitycs/34981/), приведя изложенную в ней информацию в соответствие с исторической действительностью.
4 ноября во всех субъектах Российской Федерации широко отмечался День народного единства. Крымскотатарский народ и его Национальное движение желает народам многонациональной Российской Федерации процветания в дружной единой семье и просит всяческого содействия в деле восстановления прав и состояний крымскотатарского народа, в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами.
– Акты №№ 1-7 (http://www.ndkt.org/dokumenty/),
– «Почему Крым – историческая родина крымскотатарского народа?»,
Ю.Б. Османов, 2012. (http://www.ndkt.org/download/12.html)
Информационная рабочая группа